Gang Starr

Gang Starr

Честное слово, если бы Gang Starr не существовали в действительности, их следовало бы придумать. Ведь, как не крути, а всех нас тянет к вещам высшего порядка. И если в хип-хопе и есть кто-то заслуживающий стать эталоном — это «Ганги», Примо и Гуру. Они никогда слишком не напрягались, не были излишне популярны, но, тем ни менее, вряд ли вам удастся найти хип-хоп группу более легендарную и влиятельную, чем Gang Starr. DJ Premier и Guru, выполняющие в этом дуэте роли продюсера и лирика соответственно, в начале 90-х годов установили свой стандарт хип-хоп музыки, выпустив два альбома: «Step in the Arena» (1991) и «Daily Operation» (1992). С тех самых пор и критики, и слушатели восхищенно заглядывали им в рот (авось чего неожиданное сможем увидеть) — Premier’a ценили за его способность делать биты и уникальный джазовый саунд, а Guru — за великолепную читку и социально-адекватные тексты. Со временем, Premier стал одним из самых востребованных продюсеров Нью-Йорка, творившим хиты лучших МС города Большого Яблока: Notorious B.I.G., Nas, Jay-Z, KRS-One и других, имя им легион. Guru, в свою очередь, работал со многими известными артистами: Roy Ayers, Donald Byrd, N’Dea Davenport, M.O.P., Jeru The Damaja, не забывая и о сольном творчестве. Хотя, говорить о «Jazzmatazz, Vol. 1», пластинке вышедшей в 1993 году, как о сольнике Guru по меньшей мере банально, столь велик, вклад приглашенных им музыкантов. По сути Guru сделал невозможное — доказал, что хип-хоп может быть не притивным речитативом под бит ди-джея, но сложнейшей и фантастически красивой музыкой. Лучшим подтверждением исключительности этой пластинки стали восторженные отзывы джазменов — публики, в кругах которой получить респект, еще сложнее, чем в хип-хопе. Тем не менее, 11 лет назад первый диск из трилогии «Jazzmatazz» увидел свет. Сказать о нем «опередил время» — уж лучше промолчать… Великий диск! Именно такие пластинки должны быть в числе 100 лучших альбомов всех времен и народов, а не творчество богатых фуфлогонов, не умеющих нормально пропеть три ноты. Guru, при помощи Roy Ayers, Donald Byrd, Mc Solaar распахнул двери восприятия, открыв имеющим уши совершенно иной хип-хоп, получивший гордое имя streetjazz. Обладая колоссальным творческим потенциалом Гуру и Примо пошли на шаг, непостижимый для современного хип-хопа — Gang Starr, основная группа, стала по сути побочным проектом, творческой лабораторией парней, сфокусировавших свои усилия на сольных карьерах, фичерингах, семье Ill Kid. Альбомы у команды, слава Богу, выходили, и очень даже впечатляющие, начиная с «Hard to Earn» в 1994, но обыватели считали, что пик популярности дуэта остался в начале 90-х и только фэны воспринимали каждый новый релиз, как очередное возвращение титанов. Здесь стоит сделать ремарку и рассказать о том, как Premier и Guru начинали, благо есть о чем поговорить. Первым диском команды стал «No More Mr. Nice Guy» (пластинка 1989 года), амбициозный альбом с претензией на перенос джазового духа в хип-хоп. Амбициозный или нет, но умы масс он не покорил (хотя на нем были ставшие классическими трэки, типа «Manifest»), и Gang Starr взяли двухгодичный тайм-аут, чтобы обдумать следующий шаг. И вернулись… С новым альбомом и новым подходом. Сработало! Выстрелило! «Step in the Arena» (1991) был принят на «ура», благодаря все тем же битам и, конечно, текстам. Premier вырос и стал процветающим продюсером и ди-джеем по совместительству, который мог творить с музыкой чудеса, а из джаза делал что-то невероятное. Естественно, не канул в Лету и Guru. Его грамотные, вдумчивые, а главное, искренние тексты выгодно выделялись на фоне пошлого материализма других исполнителей и сразу же находили отклик в сердцах слушателей. Годом позже свет увидел «Daily Operation» (1992). Если «Step in the Arena» был и остается шедевром, то и его последователь ни в чем не уступает, даже наоборот, служит доказательством растущего мастерства Gang Starr. Пока «Step in the Arena» и «Daily Operation» восхищали критиков и уличных слушателей, массовой «хитовости» за ними не наблюдалось — Gang Starr оставались чем-то вроде культовых фаворитов. Песни «Just to Get a Rep», «Step in the Arena», «Lovesick», «Take It Personal», «Ex Girl To Next Girl» и «Soliloquy of Chaos» стали классикой андеграунда, но никогда не переходили в ряды бестселлеров. Несмотря на репутацию Premier’a, как хитовых дел мастера, Gang Starr открыто отвергали массовое признание и отказывались подгонять свой стиль под какой-то модный бренд. «Hard to Earn» (1994) в который раз подтвердил их анти-коммерческую политику, и содержал такие хиты, как «Mass Appeal», «Code of the Streets», «Tone ‘o’ Gunz». В 1995 году, на Chrysalis, подразделении EMI вышла вторая пластинка Guru из серии Jazzmatazz — «Jazzmatazz, Vol.2: The New Reality». Диск получился просто феерическим — если первый «JazzMatazz» был прорывом, второй уносил в заоблачные дали! На звание шедевра могла претендовать практически любая песня: от культовой «Lifesaver» до восхитительной «Medicine» с легендарным Ini Kamoze. Guru собрал в рамках альбома талантливейших персонажей: обладетеля уникального вокала Jamiroquai, знаменитейшую Chaka Khan, интереснейших The Solsonics, ветерана Kool Keith, Bahamadia и многих других, сделавших эпохальный альбом. Фактически, никому по сегодняшний день так и не удалось создать произведение такого размаха в хип-хопе и стрит-джазе. Не помогают ни миллионы, ни желание. Очевидно нет того, что можно охарактеризовать словом «волшебство». Просто нет. Бог был здесь, но уже ушел… После «JazzMatazz Vol.2» последовала долгая пауза и злые языки распускали сплетни, о том, что Gang Starr «закрыты». Ничуть не бывало! Группа выпустила следущий альбом, «Moment of Truth», в 1998 году. И снова отменный хип-хоп: «Royalty», «Above the Clouds», «You Know My Streets», «The Militia». Несмотря на долгое отсутствие Gang Starr, Premier и Guru в очередной раз подтвердили свою состоятельность. К десятилетию группы, в 1999 году, издан отличный двойник «The Best Of…» — сборник лучших вещей группы, ставший наградой для поклонников и подчеркнувший лучшие моменты из творческой жизни дуэта. В начале статьи проскользнула фраза «…трилогии «JazzMatazz». Конечно, после «Best’a» свет увидел третий диск знаменитой серии, «Guru’s JazzMatazz: Streetsoul». Вышедший в 2000 году, альбом не разочаровал поклонников мэтра, хотя и был «шагом в сторону». Если с профессиональной точки зрения придраться не к чему: все безупречно начитано-спето-записано, сомнения вызывает некоторый крен в сторону «простоты», опять же в качестве приглашенных гостей засветились Craig David и Bilal. С другой стороны, кто сможет возратить против того, что песни с Erykah Badu («Plenty»), The Roots («Lift Your First»), Angie Stone («Keep Your Worries») не тянут на супер-хиты? «Новое время диктует новые ценности» — сказал как-то один мой знакомый продюсер. Простим Гуру? Конечно, как-никак Миллениум… Новое тысячелетие началось для Guru с альбома «Baldhead Slick&Da Click» (2001) и положа руку на сердце — с первого провала. Примечательно, что «B.S.D.C.» коренным образом отличается от всего, что он делал ранее. В нем нет и намека на джаз-саунд, тексты носят брутальный характер и очень много приглашенных гостей. Guru собрал под свои знамена команду выдающихся мс: Ice T, Treach (Naughty by Nature), Killah Priest, Big Shug, и не менее знаменитых продюсеров: Pete Rock, Primo, Alchemist. Обилие «имен» не помешало альбому стать посредственной записью, оцененной на «две звезды». Песни вроде и вызывают доверие, особенно»Underground Connections», «Niggaz Know», «Back 2 Back», но не более того. Проходной материал. Из действительно серьезных шагов можно отметить разве что обложку, на которой, кроме фото Guru нет ничего. Не единой надписи! Это как же надо верить в себя! «Искупление грехов» состоялось через два года. Gang Starr, как вы наверняка заметили, лучше работается с временными интервалами между альбомами. Два года, три, четыре… «The Ownerz» — последний на сегодняшний день альбом группы. Альбом получивший высочайшие оценки. Безусловно, один из лучших альбомов эпохи Эминема. «The Ownerz» — это возвращение к корням, когда бит был суровым, вокал чувственным, рядом были друзья и огромное стремление выразить своё «Я» не покидало ни на секунду. СМИ за бряцаньем браслетов dirty south, понтами 50, взаимными бифами-диссами и прочей требухой разглядели героев. Не важно сколько лет Гуру и Примо. Совершенно не важно, что их клипы просты, а сами они не украшают собой обложки The Source и Vibe. Эти люди проходят по другому ведомству. Даже, казалось бы насквозь коммерциализированные Snoop Dogg и Jadakiss звучат на их альбоме «благородно». Что уж говорить о великолепных M.O.P. и Krumbsnatcha! Всё в масть: «Who Got Gunz», «Sabotage», «Skills», «Put Up Or Shut Up». Альбом на пять звезд, без вопросов. Тем приятней, что «фирменный» диск упакован бонус-видео с интервью команды и отрывками с концертных выступлений. Пока дождешься, что парней покажут по тв можно состариться, а так врубил диск и: «Здоров, Гуру! Ваззап, Примо?!» Подводя итог — на официальном сайте Guru выложена информация о том, что выход нового альбома «Guru Version 7.0″не за горами. Два сингла с него, «Cave It» и «Surviving Tha Game» уже поступили в продажу. Запасаемся терпением… Дискография: Gang Starr No More Mr. Nice Guy / Wild Pitch / 1989 Step in the Arena / Chrysalis / 1991 Daily Operation / Chrysalis / 1992 Hard to Earn / Chrysalis / 1994 Moment of Truth / Noo Trybe / 1998 The Best 1999 The Ownerz / Virgin / 2003 Guru Jazzmatazz, Vol. 1 / Chrysalis / 1993 Jazzmatazz, Vol.2: The New Reality / Chrysalis / 1995 Guru’s JazzMatazz: Streetsoul / Virgin / 2000 Baldhead Slick&Da Click / Ill Kid/LandSpeed / 2001



Добавить комментарий