Wyclef Jean

Wyclef Jean

Есть в Карибском море остров Гаити. В отличии от расположенных неподалеку, окруженных мистическим ореолом, острова Свободы — Кубы и острова Джа — Ямайки, про него особо не вспоминают — разве что в связи с очередной гражданской войной. Спортсмены Гаити не бьют мировые рекорды, ученые не переворачивают основ науки. Лишь правительство «прилагает все усилия», чтобы разрушить этот прекрасный уголок. Так бы и хирел остров, если бы сын священника из местечка Круа-де-Буке по имени Nelust Wyclef Jean не вписал его название в скрижали муз.истории. Правда, провернул он эту хитрую комбинацию будучи жителем Нью-Йорка, но обо всем по порядку. Вайклеф покинул родину мальчишкой, школьником. Родители, в поисках лучшей доли эмигрировали в США, конкретно в Нью-Йорк. Получивший достойное воспитание, юный Клеф не стремился стать «original gangsta» — его не прельщал криминальный мир и нехитрые уличные развлечения сверстников, впрочем, почему бы не использовать эту тематику в песнях? Вайклеф сконцентрировался на занятиях музыкой, осваивал гитару и вокал, и, как видим, не прогадал. Весьма кстати пришлись родственные связи с Pras’ом (настоящее имя — Prakazrel Michel) и вскоре ряды новоиспеченной банды the Tranzlator Crew пополнились одноклассницей Pras’a, юной красавицей Lauryn Hill. Состав был немногочисленным, по-настоящему боевым и готовым к подвигам. Последние не замедлили последовать. В 1993 году команда заключила сделку с лейблом Ruffhouse Records, подразделением мэйджора Columbia. К тому времени Клеф и компания сменили название на легендарное Fugees (сокращение от refugees — так называют карибских беженцев). В 1994 году выходит дебютный альбом трио «Blunted on Reality», который, пожалуй, не заслуживает особого внимания. Это был крепкий дебют с поправкой на то, какой год был на дворе. Год же, господа, был выдающийся — повсюду гремел Dr.Dre. Fugees, попавшие под «влияние окружающей среды» отдают дань уважения гангстерам, сукам, деньгам, разборкам, в корне отличаясь от группы, в которую спустя всего лишь два года влюбится весь мир. Ремарка: под номером 6 на диске значилась песня «Vocab»… Сметливые ребята из 5`Nizza все свое творчество основывают на наборе фишек из этого опуса. Послушайте на досуге — только не ремикс, а оригинальную акустическую версию. 1994 год. Корни, понимаешь… Спустя годы можно сказать, что рецепт успеха Fugees оказался радикально прост. Вайклеф, Лорин и Прас презрительно игнорировали модные веяния, демонстрируя себя во всей красе — юных, дерзких, нестандартных. В густом бульоне своей музыки они замешали ингредиенты, имеющие карибское, латинское и африканское начало. Джаз, блюз, фанк, соул — всё, естественно, на хип-хоп основе, тоже не были забыты. Как не была забыта непроходящая любовь Вайклефа — реггей. И римейк песни глубоко уважаемого Вайклефом Боба Марли «No Woman No Cry» появился не случайно. Собственно, после выхода «The Score» в 1996 году, многие музыкальные критики стали определять стиль группы как «jazz-rap». Отнесем это за счет растерянности. Ведь такого до появления Fugees никто не слышал! Альбом, который называют не иначе как бриллиантом, вышел очень солнечным и щедро насыщенным хитами на все времена. «The Score» и поныне звучит чарующе. Попробуйте вслушаться в потрясающий минимализм «Killing Me Softly With His Song». Первый куплет: нехитрый бит и голос Лорин — проникновенно и здорово; потом вступает бас, а ощущение, что заиграл оркестр, таким плотным и мясным становится звук. Вспомните глубокий низкочастотный грув вкупе с виниловым «песочком» в «Fu-Gee-La»! Великолепную «Ready Or Not»! Вспомните… Тщетны попытки в цветах и красках описать все достоинства этой пластинки. Шесть миллионов копий альбома «The Score» нашли своих покупателей. И тут… Все смешалось в доме Облонских… Группа решила сделать небольшую паузу, которая на поверку оказалась жирной точкой в карьере команды. Лорин Хилл не могла принимать участия в работе группы по причине декретного отпуска. Pras не то, что-то сказал, не то криво посмотрел. Как бы то ни было, Вайклеф принялся за сольный альбом. Случилось это в 1997 году — вот вам и точная дата распада Fugees. Pras`a хватило лишь на один, действительно весомый хит «Ghetto Supastar». Lauryn Hill записала и спродюсировала поистине великолепный «Miseducation of Lauryn Hill» (1998), альбом ставший многократно платиновым и принесший Хилл пять Грэмми. В 2002 году издан «MTV Unplugged» тепло встреченный критикой и слушателями. На этом Лорин остановилась. Пару-тройку месяцев назад в продаже (только через интернет, сумасшедшая цена, мизерный тираж) появились одновременно сингл, книга и авторские фото Лорин. На безрыбьи… Лишь карьера Вайклефа продолжает идти по нарастающей, оказавшись самой стабильной и продолжительной. Первый сольник Вайклеф назвал «Wyclef Jean Presents the Carnival Featuring the Refugee All-Stars» — сразу и не выговоришь. На пластинке в числе приглашенных гостей оказались кубинская певица Селия Круз, вместе с которой Клеф записал великолепную версию песни «Guantanamera » и кто бы вы думали? Лорин! Ее голос звучит в четырех трэках. В главный хит диска «Gone Till November» Вайклеф умудрился втиснуть даже Нью-Йоркский филармонический оркестр! На втором альбоме «The Ecleftic: 2 Sides II a Book» присутствовали не менее экзотичные гости: африканский певец Youssou N`Dour, многим знакомый по поп-хиту «7 Seconds», рок-группа 70-х — Earth, Wind & Fire, джазовый трубач Кенни Роджерс. Такая «неразборчивость в связях» не шла во вред: Вайклеф все равно оставался самим собой, являя новые грани уникального таланта чтеца-певца-музыканта. Помимо сольной деятельности, Клеф оказался еще и крайне востребованным продюсером. Не стоит приводить длинный список его клиентов, но поверьте, там есть ВСЕ, в том числе супертяжеловесы — Майкл Джексон и Мик Джаггер. Возможно, большая загруженность сайд-проектами послужила причиной тому, что третий альбом «Masquerade» на общем фоне выглядит шажком назад. Возможно дело было в том, что «Masquerade» был последним диском, выпускаемом на Columbia Records — назревал более выгодный контракт и по-настоящему значимый материал Вайклеф приберег. Однако, он не уронил планку качества ниже однажды отмеренного уровня и остался верен cвоему стилю — позитиву, присущему любым творениям Клефа. Секреты мастерства: 1. Во главе угла стоит мелодия — порой не особо изысканная, но обязательно легко запоминающаяся; 2. Настоящий черный грув, заставляющий ловить ритм, прибывая в полной его власти; 3. Мульти-культурность музыкального материала. После «Masquerade» Клефа пригласили на J Records, лейбл с длинным списком артистов от Алишии Кейс до Лютера Вандросса. Тут-то он и выдал то, чего заждались со времен «Carnival» — суперальбом «Preacher`s Son». В альбоме очень хороший подбор хитов: «Industry», посвященный не самым добрым отношениям внутри рэп-индустрии, клубный «Party to Damascus» с Мисси Эллиотт, зажигательный «Three Nights in Rio» с импозантным джентльменом Карлосом Сантаной, напевный «I Am Your Doctor», пронизанный болью за судьбу своего народа «Rebel Music». После релиза «Preacher`s Son» Вайклеф вступает в полемику со СМИ приписывающими ему «подрывную работу» по смене власти на Гаити и не теряя времени даром садится писать альбом с рабочим названием «Silent But Deadly». Cейчас у Клефа крайне загруженный рабочий день — он продолжает продюсировать других артистов, снимается в рекламе, участвует во фьючерингах, открыл фирму по прокату эксклюзивных авто. Единственное, что омрачает радость фэнов — о возможном воссоединении Fugees, Вайклеф отзывается скептически, всякий раз называя причиной всех бед невоздержанный характер Лорин Хилл и вероломство своего кузена Праса. Дискография: Wyclef Jean Presents the Carnival Featuring the Refugee All-Stars — 1997 (Sony) The Ecleftic: 2 Sides II a Book — 2000 (Sony) Masquerade — 2002 (Sony) Greatest Hits — 2003 (Sony) Preacher`s Son — 2003 (J-Records) Fugees: Blunted on Reality — 1994 (Ruffhouse) The Score — 1996 (Sony)



Добавить комментарий