«Все, кто любит реггей, поднимите руки», — выкрикивает Sean Paul, и десять тысяч рук взмывает вверх, к звездному небу Монтего Бей (Montego Bay). «Вы же в курсе, на что способна наша музыка…» Объехав весь мир (почти, про нас забыл) в качестве посла раггамаффина (raggamuffin), заняв верхние строчки чартов Соединенных Штатов, Италии и Голландии, став самым продаваемым артистом Словении (?!), Шон Пол Энрикес вернулся домой. Прошло не так много времени с того момента, как Шон выступал в Boise (штат Айдахо) в рамках тура Jay-Z Rock the Mic, а он уже вовсю трудится на главнейшем музыкальном событии Ямайки – Red Stripe Reggae Sumfest.
— Для начала, очень интересно узнать, чем привелёк вас именно рэп??? Повлиял ли он как-то на вас и может даже на вашу жизнь, мировоззрение? Увлечение Рэпом у нас появилось само собой. Нам было лет по 11-12 когда мы по настоящему начали слушать и разбираться в рэпе. Тогда были ONYX?, MC HAMMER, public enemy, NAUGHTY BY NATURE, CYPRESS HILL ИТ.Д. Эта музыка была чем то новым, не похожим на все остальное , что было по радио и на телевидении. В ней был протест. Протест против всего обыкновенного и давно надоевшего. Конечно Рэп повлиял на нашу жизнь. Он перевернул ее с ног на голову! Поменял интересы, круг людей с которыми мы общались.
(В интервью участвовали : Соник, Флэйм и DJ Лис)
Группа «1.8.7» основана 9 мая 1999 года. Тогда состоялось первое выступление под названием «1.8.7». До создания группы, основатель и идейный вдохновитель группы Мал-Да-Удал, работал сольно, первое выступление прошло в июле 1998 года в культовом питерском клубе «Jam». Летом 1999 года группа начала выступать в питерских клубах. Стартовой площадкой стал — «ДК Первомайский». В период с осени 1999 по весну 2000 года, составом Мал, Кузя, Кэст,Дюшес, Пазл, был записан дебютный альбом под названием «Рэп-банда 1.8.7», который стал культовым рэп — альбомом того времени (в масштабах питерского рэпа).
Тупак Амару Шакур (16.07.1971 — 13.09.1996) родился в Бруклине. Его родители были членами группировки «Черная пантера», борющейся против шовинизма и власти «белых свиней». Мать Тупака, Афени Шакур, во время беременности находилась в нью-йоркской тюрьме. Подростком Шакур учился в Балтиморской школе искусств, а затем вместе с семьей переехал в Окленд, где начал жить настоящей жизнью улиц. Первым появлением Тупака на хип-хоп сцене стало участие в группе Digital Underground. При его содействии группа записала свой дебютный альбом «Sex Packets», считающийся многими их лучшей работой, но вскоре Тупак покинул группу, так как счел ее бесперспективной.
Настоящее имя Curtis Jackson. Сейчас ему 26, а он уже успел стать одним из самых популярных рэпперов. Его песни уже можно наблюдать на первых местах чартов. Он дитя улицы, очень предан своим корням и принципам. Наряду с этим 50 очень интеллигентен и общителен, всегда держит себя на высоте и старается не вступать в конфликты по всяким пустякам. Короче говоря у него есть все для того, чтобы быть первым. 50 реален и говорит о реальных вещах.
Изначально существовало 2 рэп-команды. Это Невидимый Фронт (Посторонний-Макс, Пух) и Lirical Vandal’z (Slide, Pash.TеT, Раста). Легендарная встреча команд произошла 17 декабря, на очередной рэп — тусовке в ДДК. В тот день Pash.TeT и Посторонний- Макс начали переговоры о создании совместного трека, который в будущем был назван «Хип-Хоп Войска». В тот же день случилась стычка с «быками». Совместными силами это было улажено. Этим был дан стимул к объединению. Было придумано совместное название «63 РЕГИОН». Трек записывался очень долго, около 3-х месяцев. Но когда был окончательно записан, мы исполнили его на очередной «Х-Х пати».
…одна тысяча девятьсот девяносто седьмой год. Cамый древний и массивный пласт хип-хоп культуры дал трещину, из которой в районе глухой Сибири вырвался огромный всплеск застоявшейся энергии, выделив из серой массы аборигенов ряд потенциальных ее носителей и заложив в них на уровне подсознания основы черной культуры. Он положил начало новому, невиданному доселе в этих районах, музыкальному стилю. При помощи этих избранников сила хип-хоп культуры стремительно распространялась и все больше заполняла пространство, пустовавшее долгие годы.
Alchemist, он же Alan Maman, второй белый в рэпе, после Eminem. Родившись в Калифорнии и переехав в Нью-Йорк, он многому научился у мастеров Восточного побережья, но продолжает носить ти-шотки с надписью «Westcoast». Он — один из немногих белых парней в рэпе, пользующихся всеобщим уважением. Алхимик — свой парень в черном гетто; он говорит с глазу на глаз с самыми уважаемыми персонажами в андеграундом хип-хопе Нью Йорка, а Mobb Deep называют его своим любимым битмейкером.
Начало существованию группы было положено в 1993, когда был основан бруклинский «хип-хоп отряд» Bushwick Bomb Squad (Bushwick — район Бруклина). Это была действительно «взрывная смесь» сразу из нескольких талантливых эМСи (число их в одно время достигало 13), которая со временем переросла в The Arsonists («Поджигатели»). У многих коллективов есть явный лидер, играющий главную роль; другие же участники просто помогают солисту, обеспечивая больший эффект его выступления. The Arsonists заметно отличаются от такого рода комманд тем, что среди них нельзя выделить такого человека.
Летом 1989 года в город Санкт-Петербург приехал поступать в Университет Гуманитарных Наук ШеFF. Там он встретился с LAем, они хорошенько попили питерского пивка и решили создать танцевальную группу, которая способна была бы убрать всех в стране по брейкдансу. Необходимо напомнить, что в то время был очень популярен этот танец и часто проходили серьезные баталии, примерно раз в два месяца, практически по всем городам страны и ближнего зарубежья. ШеFF и LA целый месяц парились над названием, были прочитаны многие книги, перелистаны словари и старые писания.
Нью–Йорк, Нью–Йорк! Великий город, огромный и многонациональный. Кого только не вдохновлял он своим великолепием, кого только не пугал он кошмарами, происходящими в темных его закоулках. В лапы этого гиганта попались очень многие музыканты от Синатры до SONIC YOUTH. И именно в Нью–Йорке суждено было появиться на свет группе, во многом опередившей свое время. То, за что BEASTIE BOYS регулярно ругали в 80–х, в 90–х стало практически нормой для альтернативных команд.
В хип-хопе много критиканов. Тормозни на улице рэппера и спроси его мнение о пяти выбранных навскидку исполнителях жанра. Кто-то обязательно будет жестко обруган. Но никто не сможет так отозваться о Битнатсах. Официальным годом рождения группы The Beatnuts считается 1989, местом — Квинс, Нью-Йорк. В самом начале своей карьеры участники коллектива промышляли изготовлением взрывных битов для различных артистов. Они сходу стали сотрудничать с исполнителями тусовки Native Tongues.
Ослепительная красавица, сексапильная и стильная, пластичная и обладающая великолепными вокальными данными Бейонс Ноулз (Beyonce Knowles) стала всемирно известной, будучи участницей сверхпопулярной в 2000 — 2002 годах вокальной поп-группы «Destiny’s Child». В 2001 году коллектив стал обладателем «Грэмми» в двух номинациях (за сингл «Say my name»), а третий студийный альбом группы «Survivor» стал самым продаваемым альбомом в истории лейбла «Columbia records». Сама Бейонс всегда была лидером «Destiny’s Child»: она исполняла большинство сольных партий, и была соавтором и сопродюсером многих песен группы, включая известные хиты «Independent women», «Boutilicious», «Nusty girl».
Big Boi (Antwan Patton) – в Атланте человек более чем значимый. За его серебристым Range Rover на стоянке присматривают парни из его личной службы безопасности. В Gucci его обслуживает персональный продавец, знающая на зубок все его размеры. Не последние в Штатах клубы при его появлении заводят церемонии с торжественным разрезанием безумно пафосных красных ленточек. В то же время другой участник Outkast – пользующийся всенародной любовью Andre Benjamin – часто остается незамеченным на тех же самых вечеринках. Правда, расслабиться Бой может крайне редко – ему постоянно приносят чьи-то демки, и ничуть не огорченный тем, что для него вечеринка закончилась раньше, он отправляется в офис.
В детстве я услышал фразу, сказанную о Владимире Высоцком «…в этой стране надо умереть, чтобы тебя признали…» В хип-хопе смерть тоже выступает катализатором признания, а порой способствует обожествлению. Посмотрите на «священных» Pac’a и B.I.G. Никто не сомневается, что Guru и Rakim (продолжите список) заслуживают не меньшего уважения и внимания. Беда в том, что парни живы и «имеют право на ошибку», а Pac и Biggi давно мертвы и следовательно, непогрешимы. Каким образом Big Pun’у, человеку о котором сегодня пойдет речь, удалось не стать «священным пугалом» после смерти, догадаться нетрудно.
Хотя позитивный настрой и танцы в стиле «брейк» были неотъемлемой частью хип-хоп-культуры с самых ее истоков, к 1990 году эти элементы были временно вытеснены с хип-хоп-сцены имиджем крутых гангстеров и ультрамрачными и полными насилия текстами групп Западного побережья вроде N.W.A. Несмотря на то, что будущий костяк группы Black Eyed Peas делил с подобными ребятами почтовый индекс Лос-Анджелеса, их видение хип-хопа разительно отличалось от остальных, и места поэзии жестоких асфальтовых джунглей и сэмплированию уличных перестрелок в нем не было категорически. Основатели группы will.i.am и Apl de Ap были знакомы еще со школьных времен, когда они оба входили в команду по брейкдансу под названием «Tribal Nation».
В хип-хопе трудно сейчас найти более интересного артиста, чем Баста Раймз. Говорю это без всякой натяжки, и если так дело пойдет, мы скоро научимся отличать хип-хоп от рэпа. Грань между этими стилями тонка и размыта, но Баста балансирует на ней очень уверенно. Он нашел свой имидж — яркий, запоминающийся. Почти мультипликационные видеоклипы, «клоунские» костюмы, необычная манера петь. Еще один большой плюс — он не боится посмеяться над собой и над всей «черной» музыкой. Его песни пропитаны юмором, как хороший торт коньяком, но проблемы Баста поднимает острые — политика, расовые отношения, религия.
Chingy – уроженец Сент-Луиса, а там вообще-то правит бал Nelly. Chingy стартовал в большой рэп-игре из Атланты – а там на первом месте Ludacris.Но смышленный малый повторил судьбу сказочного колобка: и от Нелли ушел, и от Луды ушел, а сейчас создает собственный лейбл Slot-A-Lot и намерен жить припеваючи. В центре грязного юга Chingy перебрался в Атланту не вдруг. Его дорога в хип-хоп начиналась в Сент-Луисе – парень тусовался с Нелли и его «Святыми Лунатиками», пытаясь предпринять что-то для собственного продвижения. Но талант зажимали, а может быть, просто не замечали. Поэтому за очередного самородка из аграрного захолустья никто в Сент-Луисе всерьез не брался. Интерес возник на другом полюсе южного рэпа.
У людей, по разным причинам ненавидящих хип–хоп, давно сложилось устойчивое мнение, что его делают несколько популяций черномазых обезьян, которые общаются между собой и с другими черными братьями с помощью характерных природных звуков, уличных ритмов и простейших рифм. В общем, все это не от большого ума, причем некоторые очень удивляются, когда узнают, что среди негров тоже встречаются романтики и поэты. Мы же не будем уподобляться этим недалеким людям с расистской душой, а лучше опровергнем сложившееся среди непосвященных мнение, что рэп — это музыка черных и для черных.
2 премии Grammy, 2 премии Sourse Awards, 14 миллионов проданных пластинок — вот некоторые из достижений этого детройтского коллектива. Проект D12 (сокращено от Dirty Dozen — «Грязная дюжина») был создан в 1990 году в Детройте, штат Мичиган. Основателем группы стал Дишон Холтон, взявший себе сценическое имя Proof. Главной задумкой Дишона было объединение рэп-музыкантов, имеющих свое мнение и готовых высказать его всем. Позже к этой идее присоединились еще пять музыкантов — Bizzare (Руфус Джонсон), Эминем (Маршалл Брюс Мэтерс Третий), Eiy Kyu, Fuzz, и Killa Hawk.